Скульптуры

Одним из древнейших произведений искусства, знакомых человечеству, является скульптура. Зародившаяся много тысяч лет назад, она оттачивалась долгое время, в результате чего достигла идеала, каким по сей день считаются работы эллинских мастеров. Стоит сказать, что они по сей день таят в себе немало тайн, на которые ученые далеко не всегда могут дать ответы сразу. Постараемся привести самые интересные и достоверные факты.

Скульптуры

Самое интересное кратко

Все скульптуры белые?

Изначально они были цветными, но краска разрушилась за прошедшие тысячелетия.

Почему все статуи голые?

Эллины, а в последствии и римляне, ценили гармонично развитое тело человека и стремились изобразить его без одежды, скрывающей красоту. Да и наготы в то время не особо стеснялись.

Почему мужские скульптуры имеют крохотные гениталии?

Крупный пенис ассоциировался у греков с несдержанностью, похотью и глупостью. Маленький же считался гармоничным дополнением к здоровому телу.

Когда Венера Милосская потеряла руки?

Оказывается, вовсе не в древние времена, а уже в девятнадцатом веке из-за случайной драки на таможне, когда статую пытались вывезти с острова Милос.

Самая древняя скульптура в России

Таковой считается Шигирский идол. Правда, он сделан не из мрамора, а из дерева. Зато его возраст составляет около 11 600 лет! То есть, он в пять раз старше, чем всемирно известные греческие скульптуры.

Почему скульптуры белые?

Многих удивит тот факт, что изначально греческие скульптуры, являющиеся эталоном для всего мира, вовсе не были белыми. Да, они изготовлены из отборного мрамора, но после изготовления их покрывали краской! Да-да, все скульптуры, хорошо знакомые с детства, когда-то были цветными! Но со времен их изготовления прошли тысячи лет. Краска просто пересохла и рассыпалась. Поэтому перед нашими современниками они предстают белыми и, благодаря изяществу линий, тонкости проработки, создается иллюзия, что они всегда были такими. Цветные древнегреческие скульптуры

Совсем другое дело – скульптуры эпохи Возрождения. Такие гении, как Микеланджело Буонарроти, Джан Франческо Рустичи, Донателло и многие другие, вдохновлялись работами своих предшественников, живших полторы-две тысячи лет назад. Но в том-то и дело, что к этому времени античные скульптуры уже потеряли краску и стали белыми. В результате скульпторы Ренессанса, уверенные, что такими их и видели создатели, вырубали из глыб мрамора скульптуры и оставляли их белыми, неокрашенными.

Крошечные гениталии у скульптур

Создавая скульптуры, древнегреческие мастера учитывали те пропорции, которые считались идеальными в их время. Мужчина должен был быть высоким, широкоплечим, узким в талии, но при этом ценилась не волосатая, гладкая грудь и маленькое достоинство. В чем причина?

Волосатая грудь указывала на несдержанность (действительно, ведь волосы здесь активнее всего растут при большом количестве тестостерона, который редко сочетается с благоразумием и хладнокровием). А крупные гениталии вообще считались признаком распутства и похоти. В Элладе же ценился ум и сдержанность, то есть, свойства, противоположные вышеперечисленным. К тому же, если рассмотреть менее известные скульптуры, изображающие не героев или богов, а фавнов, то можно увидеть просто огромные половые органы. Неудивительно, ведь фавны считались не самыми лучшими творениями богов – они готовы были совокупляться со всеми подряд, мужчинами и женщинами – а уж обильная выпивка, переходящая в пьянство (которые тоже не поощрялись греками, привыкшими разбавлять вино водой) считалась ими лучшим времяпровождением.

Хорошо, с Элладой разобрались. Но почему таким крохотным пенисом обладает и Давид, созданный Микеланджело уже в шестнадцатом веке? Причина здесь точно такая же, как у белых скульптур. Мастера Ренессанса вдохновлялись примерами Древней Греции, считая эллинских мастеров своими учителями. Поэтому Микеланджело, как и любые другие обнаженные мужские скульптуры того времени, имели маленькие гениталии.

А чего они голые?

Взглянув на большинство статуй, изображавших древнегреческих богов и героев, у многих зрителей наверняка возникнет вопрос, почему же они обнаженные?

Человеческое тело считалось эллинами идеалом – ничего более совершенного природа не создала. Все пропорции были тщательно прописаны и утверждены. Неудивительно, что юноши проводили целые дни, стараясь походить на существующие идеалы. Каждая мышца имела эталоны красоты – начиная от икр и заканчивая плечами. Но разве можно продемонстрировать такую красоту, если ходить в тоге, закрывающей тело от плеч до коленей? Разумеется нет. Такая мода на красоту в сумме с теплым, мягким климатом позволяли древним грекам зачастую ходить практически (а иногда и совсем!) голышом. Вспомнить хотя бы историю Архимеда, оставившего одежду в терме, когда он открыл свой знаменитый закон.

Ну а то, что дозволено людям, дозволено и статуям. К тому же, здесь скульпторы пытались передать не просто красоту тела, но и определенное движение. Да, их творения не двигались. Но по тому, как напряжены определенные группы мышц, можно догадаться, что сейчас метатель бросит диск, лучник спустит тетиву и так далее. И опять же, чтобы продемонстрировать всё это великолепие работы, лучше всего подходила нагота.

Немного о Венере Милосской

Говоря об этой скульптуре, в первую очередь многие вспомнят то, что у неё нет рук. Да, действительно это так. Но наверняка большинство подумает, что они были утрачены много тысяч лет назад, например, во время войны или чудовищного катаклизма. Венера Милосская с руками

Оказывается нет! Произошло это уже в начале девятнадцатого века, когда её нашли на греческом острове Милос. На тот момент Греция находилась под властью Турции и Милос вовсе не был исключением. Французские исследователи рассчитывали вывезти бесценную скульптуру к себе на родину, но турецкие таможенники не согласились и постарались помешать. В результате обычный спор перешел в настоящую драку, в ходе которой статую уронили, из-за чего руки откололись. Саму скульптуру удалось вывезти во Францию, а вот дальнейшая судьба рук остается неизвестной.

Кстати, на самом деле было бы правильно назвать её вовсе не Венерой, а Афродитой. Ведь она была создана ещё в Элладе, примерно во втором веке до нашей эры. А там богиней любви считалась именно Афродита – Венерой она стала уже в Римской империи несколькими веками позже. И вообще, существует сомнение в том, что это именно богиня любви. Эксперты уже давно выдвигают версию, что на самом деле это Амфитрита – морская богиня, которую очень уважают на Милосе. Проблема идентификации заключается в отсутствии рук – неизвестно, что именно скульптура держала. А ведь зачастую именно по атрибутам становится понятно, кого же изображает статуя.

Как скульптура убила создателя

В 1993 году американский скульптор Луис Хеменес получил заказ на изготовление скульптуры для украшения площади возле аэропорта в Денвере. Он приступил к работе и спустя несколько лет шикарная статуя, изображающая синего мустанга, высотой почти в 10 метров и массой больше 4 тонн, была почти готова. Увы, завершить работу Хименес не успел – статуя рухнула на него и убила, повредив сонную артерию.

Сегодня статуя доделана и стоит в положенном месте. Глаза синего мустанга светятся жутковатым красным цветом, что в сумме с историей скульптуры создает довольно жуткую атмосферу. Неслучайно местные жители прозвали её Блюцифером.

Скульптура с настоящими зубами и волосами

Японский скульптор Хананума Масакити в 1885 году получил страшное известие – он болен туберкулезом и скоро умрет. Чтобы оставить память женщине, которую он любил, Хананума решил создать собственную скульптуру, причем в натуральную величину. К вопросу он подошел очень серьезно, используя по разным данным от 2 до 5 тысяч деревянных колышков и дощечек.

При этом скульптор был очень скрупулезен, копируя сухощавое тело максимально подробно – каждую кость, вену и мышцу. Глаза он сделал из стекла. К тому же, он проделал крохотные отверстия в дереве, вставив туда ресницы, брови, бороду и волосы. В довершение всего он пересадил статуе ещё собственные зубы и ногти! Вот только диагноз оказался ошибочным. В результате Хананума скончался только через десять лет, нищим и забытым всеми.

Материал: Ссылки и источники

Добавить комментарий