Молния – действительно опасный и просто устрашающий природный феномен. Особенно жутко он смотрится вблизи, когда зритель находится непосредственно в облаках. Только подумайте, что чувствуют летчики и пассажиры самолетов, когда летят в небе, которое каждые несколько секунд озаряется вспышками атмосферных разрядов! Но представляют ли молнии для них опасность? Разберемся с этим вопросом, используя статистику и простые знания по физике.
Благодаря современной, тщательно продуманной конструкции – практически нет.
В момент взлета и посадки, когда самолет находится на небольшой высоте.
Да, но последнее происшествие было больше полувека назад.
Молния – страшная природная сила. Но для современного самолета она мало опасна. Дело в его особой конструкции. Если не учитывать определенные правила при постройке самолета, то первый же полученный разряд просто уничтожит его. Ведь удар молнией может вызвать гибель людей, отказ оборудования, возгорание топлива прямо в баках или просто разрушение конструкции.
К тому же современные способы отслеживания погоды позволяют заранее знать о возможных проблемах на пути следования. Как результат, зону повышенного риска просто обходят.
Сложно поверить, но в самолеты регулярно бьют молнии. Как же пассажирам и экипажу удается уцелеть, когда через железную птицу проходит разряд около миллиарда джоулей? Примерно столько выделяется при взрыве 250 килограмм тротила?
Дело в том, что все металлические части самолета тщательно состыкованы между собой – в правильной собранной обшивке невозможно найти две соседние детали, которые не были бы соединены. Все неметаллические части покрываются металлом, чтобы обшивка представляла собой практически монолитную скорлупу. Кроме того, под обшивкой находится специальная металлическая сетка. Она-то и создает подобие клетки Фарадея, которая способна выдерживать огромные разряды без вреда для себя и тех, кто находится внутри.
Кроме того, самолет просто не может работать в качестве проводника. Поэтому он получает огромный разряд, который проходит по поверхности и постепенно сбрасывается. Происходит это благодаря специальным разрядникам, чаще всего устанавливаемым на крыльях. Каждый разрядник – резистор длиной около 10-15 сантиметров. На крыле расположено несколько десятков таких изделий. На особенно больших самолетах устанавливается до 50 разрядников.
В полете резистор постепенно отдает накопленную энергию, сбрасывая в атмосферу. Причем это бывает полезно не только при ударах молнии – ведь при простом трении корпуса о воздух также вырабатывается электричество.
Таким образом, весь разряд остается на поверхности самолета, не проникая внутрь, где находятся люди, топливо и приборы. А затем он постепенно сбрасывается и больше не представляет опасности.
К тому же, топливные баки и электроника оснащаются мощной защитой от разрядов электричества. Перед первым полетом самолет обязательно проверяют, прогоняя через ряд тестов, один из которых представляет собой именно симуляцию удара молнии.
Но не стоит думать, что грозная стихия полностью перестала представлять собой опасность для самолетов. В некоторых случаях она все-таки способна привести к падению и настоящей катастрофе. Но происходит это в строго определенные моменты.
Если самолет находится на небольшой высоте (при взлете или посадке), то при ударе молнии электричество не остается на обшивке, чтобы сбрасываться постепенно и безвредно. Вместо этого он выполняет роль проводника, моментально получая разряд и тут же отдавая его земле. В эти моменты самолет может получить действительно серьезные повреждения. Чаще всего выходит из строя электроника, включая автопилот. Именно поэтому в кабине обязательно есть живые летчики и аналоговое управление. Если тонкое оборудование будет повреждено разрядом, они всегда смогут перехватить управление и спокойно довести самолет до пункта назначения, где совершить плавную посадку. Так что, чтобы произошла катастрофа, в самолет не только должна ударить молния на малой высоте, но ещё и пилоты должны допустить определенные ошибки.
Увы, далеко не всегда молнии представляли столь малую опасность для самолетов, летчиков и пассажиров. Достоверно известно о трех катастрофах, вызванных именно атмосферным разрядом.
Первый из них имел место в СССР. В 1953 году неподалеку от грузинского города Зугдиди самолет попал в грозовой шторм и получил удар молнией. Из-за этого он просто развалился на части прямо в воздухе. Тогда погибло 18 человек – 6 членов экипажа и 12 пассажиров, среди которых была Нато Вачнадзе – известная грузинская артистка.
В 1959 году ещё более страшная катастрофа имела место в Италии, в области Ломбардия. Тогда удар молнии привел к тому, что бензобак самолета, летевшего из Рима в Милан, просто взорвался. В результате катастрофы погибло 9 членов экипажа и 59 пассажиров – всего 68 человек.
Наконец, наиболее кровопролитная катастрофа, причиной которой стала молния, произошла в Мэриленде, США, в декабре 1963 года. Самолет летел из Пуэрто-Рико в Филадельфию, когда в него ударила молния. Причины были такими же, как в Италии – взорвался бак с горючим. Взрыв стал причиной не только пожара, но и почти полного разрушения левого крыла. Погибли все находившиеся на борту люди – 73 пассажира и 8 членов экипажа. Именно после этого крушения были изменены правила проверки новых самолетов – в список обязательных тестов включили проверку на устойчивость к молниям.
Впрочем, как вы могли убедиться, последний самолет потерпел крушение из-за молнии больше полувека назад, а ведь с каждым годом рейсов становится все больше. Но с тех пор были разработаны новые системы защиты, что делает полеты куда менее опасными. Так что летать на самолетах сегодня можно вполне безбоязненно.
Материал: Ссылки и источники