Многим людям доводилось слышать, что человек задействует не всю мощность мозга. Кто-то говорит о 50%, 25, 10 или даже 5. Но всё-таки чаще всего можно услышать оценку в 10%. Конечно, исследованию мозга и его возможностей уделяется огромное внимание со стороны нейробиологов со всего мира. И что же думают по этому вопросу специалисты? Детально изучив актуальные данные, постараемся разобраться с этим популярным мифом о 10%.
Мозг человека используется на 100%. Просто он состоит из разных участков, часть из которых без необходимости не работает в полную силу.
Вообще часто это утверждение приписывается Альберту Эйнштейну. На самом деле впервые его упомянул писатель Лоуэлл Томас, написавший предисловие к книге Дейла Карнеги "Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей". На что он опирался до сих пор неизвестно.
С помощью специальных упражнений можно тренировать мышление, память, скорость реакции и другие характеристики. Но это позволяет продуктивнее использовать активные части мозга, а не задействовать неактивные.
Оказывается, все части мозга могут одновременно заработать на максимальной мощности. Но происходит это не в момент гениальных просветлений, а при эпилептическом припадке. Так себе гениальность, не находите ли?
Сегодня все ведущие нейробиологи мира сходятся во мнении, что мозг человека задействован на 100 процентов. Это подтверждается как многочисленными испытаниями, так и здравым смыслом. Исследование разных частей мозга во время разных нагрузок (физических и интеллектуальных) позволило точно определить, что они работают с полной отдачей.
К тому же, если бы какая-то часть мозга не использовалась, то в процессе эволюции человеческое тело явно отказалось бы от неё – такие человеческие особи получили бы значительное преимущество и явно доминировали бы, оставляя более многочисленное потомство. Остальные же, носящие в черепной коробке бесполезный вес, неминуемо были бы вытеснены. Также стоит отметить, что мозг, чья масса составляет лишь 2% от массы тела, потребляет 50% глюкозы, какое вырабатывает печень. Едва ли вся эта энергия расходуется впустую.
Миф о 10% работающего мозга был правдоподобным в конце 19 века (когда он собственно и зародился). Тогда даже передовые ученые не имели представления о том, для чего нужна та или иная часть мозга. Однако сегодня функция каждого фрагмента тщательно изучена. Ученые давно установили для чего используется тот или иной участок.
К примеру, теменная доля отвечает за логику и счет, чтение и письмо. А функции височной доли: память и слуховой анализатор. Мозжечок же нужен, чтобы удерживать равновесие и координировать движения. Безусловно, при разной деятельности активность разных частей мозга изменяется. К примеру, если человек сидит в комфортном кресле и читает книгу, то максимально задействована теменная доля – мозжечок расслаблен и почти не действует. И наоборот, при выполнении физических нагрузок мозжечок работает на пределе возможностей, а вот височная и теменная доли не слишком-то активны. Это позволяет сосредоточиться на определенной задаче и передать все имеющиеся ресурсы именно туда, где они нужнее всего.
А вот вопрос, как работает мозг человека, если разные его части выполняя свои функции, создают единое человеческое сознание до сих пор остается без ответа. Приходится только надеяться, что в будущем и эта тайна будет раскрыта.
Тело является сложнейшим инструментом, каждую из частей которого можно сделать более мощным. И если возможно накачать мышцы, то почему нельзя накачать мозги? Оказывается, это вполне реально. Причем лучше всего заниматься этим в детстве – до 7 лет. Это возможно и в более позднем возрасте, но именно в детстве происходит основная "настройка" инструмента – дальше идет только тонкая "калибровка".
Упражнений для этого очень много. Легкая атлетика, гимнастика и танцы позволяют развивать мозжечок. Если необходимо развивать именно интеллект, то и здесь существует довольно много упражнений. Причем лучший из них – чтение. Причем можно чтобы человек читал сам или же ему читали. В любом случае мозг активно развивается – идет укрепление связей между нейронами. Как результат - улучшается память, развивается воображение, повышается скорость мышления. Ещё один хороший пример – математика. Решение математических примеров разной сложности позволяет всегда держать мозг в тонусе. Давно доказано, что у людей, занимающихся математикой или много читающих, болезнь Альцгеймера наступает куда позже, чем у сверстников, или не наступает вообще.
Другими словами, развиваются именно те функции, на которые идет нагрузка. Помня об этом, можно развивать мозг в нужном направлении, просто давая подходящие нагрузки.
Многим интересно узнать, как заставить мозг работать на 100 процентов. Как уже говорилось, в разные моменты деятельности человека задействуются разные части мозга. А что же будет, если на максимальную мощность выйдут все части сразу? Вообще это против природы человека. Едва ли кому-то нужно бежать на максимальной скорости по узкой тропинке, где приходится удерживать равновесие, при этом решая сложную математическую задачу, вспоминая забытое стихотворение и пытаясь написать картину.
Но всё-таки иногда это происходит – мозг может быть задействован на 100% - каждая область активна на пределе возможности. Правда, происходит это при эпилептических припадках – едва ли это можно назвать гениальностью или сверхспособностью.
Материал: Ссылки и источники